Технология и техника иконописи (иконография)

Техника золочения является очень сложным и длительным процессом. Сначала поверхность, подлежащая золочению, шлифуется. Удаляются все шероховатости, заполняются специальной полировочной пастой все трещинки. Затем отшлифованная до идеального состояния поверхность покрывается несколькими слоями смеси из мездрового и животного клея.
Приготовление клея также процесс трудоемкий Сначала клей животного происхождения (это может быть , например, клей из кожи кролика) отмачивают в воде до полной мягкости в течение 24 часов , затем медленно подогревают до полного растопления, постоянно помешивая , но не до кипения. Сняв с огня, этот клей смешивают с мездровым клеем и подогревают на медленном огне. Затем поверхность покрывают несколькими слоями этого раствора. После нанесения каждого слоя накладывается грунт для получения ровной поверхности. Когда последний слой высыхает, при помощи кисти наносится позолотная паста.
Паста обычно бывает трёх оттенков: желтый, красный и чёрный. Перед использованием позолотная паста смешивается с двумя объемами теплого животного клея. После высыхания пасты поверхность аккуратно очищают от пыли.
Следующая стадия состоит в процессе увлажнения покрытия водой посредством мягкой кисти. Как только вода окрашивается - время накладывать листовое золото. Тончайший лист золота накладывается на левкас (полировочную пасту) при помощи специальной позолотной кисти, затем оставляется до полного высыхания. Наконец, позолотный лист полируется пемзой. Площади камня и позолотного листа должны совпадать, чтобы при определенном усилии позолотный лист плотно пристал к поверхности.
Позолотная паста просвечивает сквозь листы золота, придавая золоту тот или иной оттенок, который сохранит свою яркость и блеск долгие годы. Разумеется этот способ подразумевает использование как сусального золота, так и его имитации. Имитационное золото изготавливается из различных металлических сплавов и встречается в виде полос или небольших листов (примерно 16*16см).
В отличие от настоящего золота, имитационное нуждается в защите от потускнения. Для этого существуют специальные лаки, в том числе, меняющие цветовую тональность листа. Особым изыском является битумный лак, придающий старинный вид золочёным и серебрёным поверхностям. После высыхания такой лак полируется тряпкой, минуя труднодоступные участки, где остается патина, чем и достигается желаемый антикварный эффект. Когда мало времени, вместо традиционного сложного грунта можно использовать его заменитель - грунт-болюс "белая вода". Его достаточно лишь нагреть и нанести несколько слоев с интервалом в несколько часов.
Для особенно ленивых существует невероятное количество цветов и оттенков различных паст и красок для золочения. Эти пасты основаны на натуральном сырье (воск) и натуральных металлических пигментах, что обеспечивает им прекрасный блеск. Эти пасты предназначены для реставрации незначительных площадей и в некоторых ситуациях заменяют успешно листовое золочение.
Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности.
Подушечка для золочения из тонкой замши защищена экраном из настоящего пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, могущее сместить тончайший лист золота. А нож позолотчика категорически запрещено трогать руками.
Для каждой отдельной операции у позолотчика специальная кисть. Это и всевозможные кисти для нанесения цветных грунтов и для полировки поверхностей, и для удаления пузырьков, и для смачивания грунта. Только для реставраторов делаю кисти из шерсти такого, например, экзотического зверя, как скунс. Из таких кистей никогда не вылезет щетина, хотя вязаны они без применения какого-либо клея.
Виртуозный и кропотливый труд позолотчика-реставратора всегда востребован, а новые технологии производства материалов для золочения способны удовлетворить даже самого требовательного мастера.


Отделка золотом
Успешное золочение зависит не только от качества сусального золота, но и от мастерства позолотчика. Существует несколько способов золочения, например, в старину церковные купола золотили особым способом - "огневое золочение".
Огневое золочение - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг от действия паров ртути (сулемы) погибло 60 рабочих. При всем этом, способ этот идеален для архитектуры, так как гарантирует прочность покрытия на сотни лет, пример тому Успенский собор в Кремле, где золотое покрытие держится с 1895 года.
Огневое золочение - это не только прочное покрытие и красивый металл, но и очень хорошая защита, позволяющая золоту даже при нынешней экологии больших городов и "кислотных" дождях сохранять свои качества.
Иконописцы в своих работах применяют два основных метода золочения.
Первый называется "на полимент" или "водяной" этот интерьерный способ золочения применяется так же в отделке рам для картин и киотов. Полиментом называют сложно приготовленный левкас, на который наносится сусальное золото.
Существует несколько видов полиментов. Основной компонент полимента - специальная глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении. Состав полимента прост: глина, осетровый или кроликовый клей, капля льняного масла.
Способ золочения на полимент еще называют "русским" или "на водку" . Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото "горит", становится "жирным", то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота.
Технология "водяного золочения" практически не изменилась, сегодня этот процесс происходит так же, как и в древности. Сухую глину в кусках размачивают эмульсией, состоящей из яичного белка, смешанного с водой затем растирают на мраморной доске до тех пор, пока масса не станет густой. Растертую массу помещают в сосуд, выливают в него остаток эмульсии и тщательно перемешивают.
Перед золочением полученную массу надо растопить на водяной бане и нанести кистью из волоса белки или куницы на идеально подготовленную для золочения поверхность ровным слоем, дать ему просохнуть, а затем отполировать тканью из конского волоса.
После этого лист золота с помощью кисти (лампемзель) осторожно перемещают из книжечки сусального золота на подушку позолотчика. Здесь его разрезают ножом позолотчика до нужного размера и формы.
Потом полимент покрывается водкой и в него топится предварительно выкроенный лист золота. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом в несколько миллиметров. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. После нанесения золота (через 12-24 часа) его можно полировать . Для получения мягкого блеска золото полируется мягким тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой камнем агатом (зубком). Раньше золото полировали медвежьем или кабаньим клыком, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата) напоминает кабаний клык.
Второй, самый распространенный, способ золочения называется "масляным" . На подготовленную отшлифованную поверхность левкаса наносится специальный лак - мордан. Существуют три разновидности лака, различающиеся по скорости высыхания: часовой, трехчасовой и двенадцати часовой. Лучший мордан - янтарный, это самый дорогой лак в мире. Его производят из отходов янтарного производства. Мелкие кусочки калибруют по цвету, перемалывают в пыль, заворачивают в марлю и помещают над парами скипидара.
Образовавшиеся на марле капли собирают и получают лак, в который добавляется касторовое масло и тюлений жир. Покрытые янтарным лаком купола стоят десятилетиями.
В качестве примера современного способа золочения сусальным золотом на лаке мордане можно назвать шпиль центрального павильона ВВЦ в Москве вызолоченный в 1952 году. При этом способе золочения нанесенный на поверхности лак через определенное время высыхает и достигает стадии "отлипа" - начинает скрипеть под пальцами. На лак наносится сусальный лист и прилипает к нему. Затем лист полируется ватой, кистью или капроновым чулком.
Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется "чесночным" . Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием (появляется отлип) затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги. Золото при таком золочении приобретает странный отблеск.
Существуют и синтетические лаки, делающие золочение намного удобнее и экономичнее, например, материал, называемый "мист". Водяное золочение иногда заменяется униполиментом (унифицированный полимент), однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.
Золотить на униполимент довольно сложно, поэтому чаще его используют для выделения деталей (нимба на иконе, орнамента), а не покрытия больших поверхностей. Иногда основа для иконы полностью покрывалась золотом, и лишь потом прописывались лики и фигуры: золотая основа просвечивала, и лики начинали светиться. Также для покрытия иконы использовалось сусальное серебро, которое после покрытия янтарным лаком приобретало необыкновенно светящийся золотистый оттенок (техника хохломы). Когда художник иконописец прописывает золотом складки одежды (такая техника письма называется "пробела инакопью"), то он использует для этого "творёное золото". Творёное золото приготавливают из листового сусального золота путем растирания пальцем на блюдце. Мелко истолченный гуммиарабик (смола арабской акации) кладут на блюдце, добавляют несколько капель теплой дистиллированной воды и растирают до состояния однородной массы. Процесс растирания сусального золота длительный и требует тщательного исполнения. По окончании процесса творёное золото выглядит желтоватой краской, не содержащей заметных для глаза отдельных частичек. По достижению такого состояния золото подвергают промывке, наливая в блюдце воду небольшими порциями, затем фильтруют через тонкий батист в другое блюдце, воду сливают. Остаток воды выпаривают над лампой. Твореным золотом пользуются как краской, разводя его водой.

Комментарии

акира - так интерестно
Вс, 14 марта 2010, 19:18:50 Ответить

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Технология и техника иконописи (иконография)
Подарочная упаковкаВся подарочная упаковка продается только к нашим иконам. Отдельно не продается....
Открыть раздел Подарочная упаковка
Продаем твореное золото. Золото втваривается по старинным технологиям с использованием гуммиарабика и дистилированной воды. Подходит для росписи икон, миниатюры....
Открыть раздел Продажа твореного сусального золота
Продаем твореное золото. Золото втваривается по старинным технологиям с использованием гуммиарабика и дистилированной воды. Подходит для росписи икон, миниатюры....
Открыть раздел Продажа твореного сусального золота
Подарочная упаковкаВся подарочная упаковка продается только к нашим иконам. Отдельно не продается....
Открыть раздел Подарочная упаковка